В этой статье мы рассмотрим вопрос: Как правильно заниматься на гитаре дома? Иногда, задавая вопрос своим ученикам: «Как успехи?», получаешь ответ: «Да вот что-то не получается…». Причиной такого ответа могут быть две вещи: 1 — мало занимался или не занимался вообще; 2 — неправильно занимался.
С первой причиной всё и так понятно, а вот если более детально рассмотреть вторую из причин, то к неправильному занятию можно отнести: неправильное распределение времени, неверная расстановка приоритетов в своём занятии, игра без постановки конечной цели своего занятия.
Сколько времени и как нужно заниматься? Чтобы не изобретать велосипед второй раз, мы воспользуемся уже давно известным материалом, взятым из книги «Wild Stringdom» известного американского гитариста-виртуоза Джона Петруччи, в которой он в полной мере отвечает на данные вопросы.
Практика – путь к совершенству!
Пожалуй, самое худшее, что может мучить гитариста, – это чувство, что он не достиг необходимого уровня игры так быстро, как хотел. Если вы один из тех, кто по истечении многих часов не добился результата, то эта глава для вас. Здесь есть все недооценённые аспекты игры на гитаре и, в частности, практика.
Прежде чем начать занятия, вы должны знать, что изучение музыки — пожизненный процесс – это дисциплина. И ключ к освоению любой дисциплины – последовательность и постоянность. Гораздо лучше играть на гитаре по полчаса в день, каждый день, чем не заниматься неделю и потом играть 5 часов подряд.
Чтобы получить максимальную отдачу от ваших занятий, нужно не только время, но и качественное его распределение. Если вы занимаетесь целенаправленно, концентрированно и эффективно используя своё время, вы будете прогрессировать намного быстрее, чем если бы вы играли больше по времени, но бесцельно. Нельзя гарантировать, что вы получите хороший результат, не тратя много времени – этого не случится (Я до сих пор помню, как иногда играл по 9 часов в день!).
Я часто ссылаюсь на сходство музыки и спорта. Это не лишено смысла: оба вида деятельности требуют постоянной практики, чтобы остаться в «игровой форме» и повторения, самоотверженного труда, чтобы развить навыки, необходимые для перехода на следующий уровень.
Когда речь идёт о дисциплине, нет лучшей параллели гитаре, чем занятия с гантелями. В обоих случаях вы должны систематично, последовательно и долго практиковаться, чтобы ощутить прогресс. И будет много бессмысленной, повторяющейся работы, что кажется, ведёт в никуда. Но вы добьётесь успеха тогда, когда меньше всего будете этого ждать и перейдёте на следующую ступень затем, чтобы начать все мучения заново. В итоге вы станете мысленно жёсткими и добьётесь целей через психический дискомфорт и скуку.
Перед началом занятий крайне важно, чтобы вы поставили цели. Это потребует некоторых душевных метаний, прежде чем решить, кто вы и кем хотите стать. Ведь если у вас есть только ограниченное количество времени в день, скажем два часа, то на что вы его потратите? На написание песни, оттачивание навыков, запоминание нот, или на всё сразу? Поэтому спросите себя: «каковы мои интересы?». Я хочу улучшить технику, или я заинтересован в поисках нового, или я хочу писать три аккорда для поп песни? (да – это тоже целое искусство).
Как только вы определились с целью, вы должны структурировать ваш режим занятий для достижения цели. Вы должны иметь направление и цель! Например, если вы заинтересованы быть успешным студийным музыкантом, важно хорошо читать с листа и знать множество музыкальный стилей: рок, кантри, блюз, металл и т.д. Если вы хотите быть композитором, вы должны знать хотя бы немного теории, гармонии и нотное письмо.
А если великий импровизатор, солист, – это ваша мечта, то можете послушать и проанализировать соло великих импровизаторов, таких как: Стив Морс, Эл Ди Меола и Аллан Холдсуорт. Конечно, необходимо будет играть гаммы, арпеджио и мелодические секвенции. Оттачивайте свои таланты, пока вы не будете играть все, что можете услышать.
Как только вы вырастите как личность и музыкант, ваши цели можно будет изменить. Я изменил. Когда я был молод, то хотел быть технически опытным гитаристом, и всё время тратил на это. Потом, когда я уехал в Беркли, я переориентировался на работу с музыкальной частью (я работал над чтением с листа, теорией и т.д.), и как только я выработал и технику, и музыкальность, запись и аранжировки песен стали иметь большее значение. Это одна из классных вещей в гитаре – никогда не знаешь, каков твой путь. В конечном счете, решать вам.
Когда вы начнёте заниматься, иногда будете «врезаться в стену». Такое ощущение, что вы застряли – это неприятное чувство, и неважно как долго вы тренируетесь, иногда у вас просто не получается. Поверьте, такое происходит не только с вами, у каждого музыканта появляется такая проблема. Не расстраивайтесь, когда такое происходит. Преодолейте барьер!
Скорее всего, вы столкнётесь с этим, когда начнёте прибавлять темп. Например, вам трудно играть 16-ые ноты в темпе 144. И не важно, сколько вы недель тренируетесь, вам кажется, что вы не можете сломать этот барьер, но потом в один прекрасный день вы возьмёте в руки гитару и без доли серьёзности начнёте играть не только в 144, но и в темпе 160. Поздравляю, вы только что сломали стену и перешли на новую ступень!
Необходимо внимательно подходить к игре на гитаре. Ведь правильная форма игры позволит вам избежать травмы рук: туннельного синдрома, тендинита.
Экономия движения левой и правой руки может добавить вам огромную скорость и точность. Работая над любым новым материалом, играйте его медленно и чисто. Играя медленно и без ошибок, вы изучите произведение намного быстрее, чем играя быстро, но грязно. Последний подход замедляет ваше развитие.
Наконец, не давите сильно на себя. Гитара – это весёлый инструмент, и время от времени вы должны позволять себе просто поиграть (ведь это причина того, что вы взяли её в руки). Просто учтите, если вы действительно хотите прогрессировать как игрок, необходимо потратить время. Невозможно это сделать без энтузиазма. Всё просто – чем больше отдаёте, тем больше получаете. Поэтому продолжайте тренироваться!
Контроль времени.
Отбросив всё, я чувствую, что контроль времени – это один из основных ключей к развитию и успешному составлению расписания. Это на самом деле довольно просто. Если вы структурируете своё время, то, скорее всего, вы будете прогрессировать. И наоборот, если вы берёте в руки гитару, не имея понятия о том что играть, вы, наверно, сыграв пару фраз, отложите инструмент, ведь вам это надоест, и потом вы будете жалеть об отсутствии прогресса.
Я изучил, как максимально использовать своё время на начальных стадиях. Я делал следующее: Во-первых, я узнал, сколько времени у меня есть на занятия. Затем, я распределил время по блокам, для каждого аспекта моей игры. Например, если бы у меня было 2 часа для занятия, я распределил бы его на 8 блоков по 15 минут. Сначала бы играл гаммы в течение 15 минут, затем арпеджио 15 минут и т.д.
Разбивайте трудные, обширные темы на небольшие временные участки, это сделает их более управляемыми и менее пугающими. Например, вам необходимо выучить пример во всех ладах и позициях, это может показаться невыполнимой задачей, но если вы скажите себе: «в течение следующих 15 минут всё, что я сделаю – это изучу пример в V позиции в дорическом ладу и больше ничего», — тогда внезапно задача станет более осуществимой. И как только вы освоите этот небольшой отрывок, приступайте к следующему, например, в VII позиции.
Мы все знаем, что тренировка может показаться скучной. Это похоже на отработку – вы знаете, что это хорошо для вас, и вы получите многое, но вам лень начать, мотивировать себя. Вот почему тренировка по 15 минут психологически легче. Вместо того, чтобы сидеть на одном месте и выполнять первое упражнение в течение 2 часов, вы лишь должны сконцентрироваться в течение 15 минут за 1 раз. И 15 минут пролетят незаметно. И конечно, если 15 минут – это для вас много, вы можете разбить его на блоки по 5 минут. 5 минут – это почти ничего, столько же, сколько вы потратите на чтение этого раздела.
Итак, как же поставить себя в режим? Всё просто, составьте список целей и будьте конкретными. Вместо того, чтобы сказать себе: «мне нужно узнать несколько гамм и арпеджио и разогреть свои пальцы», — выясните, какие конкретно гаммы и арпеджио вам необходимо изучить. Есть ли проблемные примеры? Работайте над ними и решите! Лучший совет, который я могу дать — это практиковать то, что не знаете, а не то, что уже известно.