Вы никогда не задумывались, откуда появились названия семи нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си? И кто их придумал?
Нотная грамота зародилась близ Флоренции, в небольшом городке Ареццо.
Если немного углубиться в историю, то можно узнать, что имя нотам придумал монах Гвидо Аретинский (итал. Guido d’Arezzo), живший в 990-1160 года нашей эры. Гвидо Аретинский — итальянский теоретик музыки и педагог, один из крупнейших в эпоху Средних веков.
На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции.
В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха.
В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах очень ценил: UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes.
В переводе с латинского: «Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои, очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн»
В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.